Что такое каретка для велосипеда, типы и рекомендации по выбору

Одной из самых важных и загруженных частей велосипеда является велосипедная каретка. К этому узлу выдвигаются жесткие требования, так как на него приходится вес велосипедиста и усилия от кручения педалей.

Что такое каретка, зачем она нужна и какую функцию выполняет

Велосипедная каретка - несложный подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию кручения колес велосипеда. Располагается в кареточном стакане рамы за передним колесом и служит только опорой для шатунов, несмотря на то, что вращается вместе с ними.

Типы велосипедных кареток

Существует множество типов и видов кареток. Их часто делят по следующим характеристикам:

  • длина вала;

  • тип резьбы;

  • длина корпуса;

  • тип крепления шатунов.

К основным типам кареток относят:

  • Открытый тип. Представляет собой вал, который вращается за счет подшипников, установленных в чашках. Из-за того, что в данном типе не предусмотрена защита от грязи и ржавчины, они требуют частого технического обслуживания. Зато у таких кареток есть возможность замены смазки и самостоятельной разборки.

  • Картриджный или закрытый тип. Это велосипедный картридж с подшипниками, который расположен в корпусе. Этот тип имеет ряд преимуществ и является более распространенным из-за своей практичности. В нем есть защита от влаги, грязи и ржавчины, поэтому он более надежен при эксплуатации. В техническом обслуживании не нуждается, а при износе требуется замена.

Также в классификации велосипедных кареток важную роль играет соединение каретки и шатуна. Стандарты такого соединения разнообразны. Делятся на два вида: квадратный и шлицевой.

Чаще всего встречаются: Cotter Pin, SQR, ISIS Drive, Howitzer, Hollowtech II, Octalink, Giga X Pipe (GXP).

Cotter Pin

Устаревший стандарт для советских велосипедов. Фиксировался шатун с помощью пина, который проходил через ось каретки. Минусов у данного типа было большое множество. Пины раскручивались от нагрузок, шатуны могли болтаться, часто требовалось техническое обслуживание. На сегодняшний день каретки с таким соединением не пользуются популярностью.

SQR

Название происходит от англ. Square - квадрат.

В настоящее время это самый распространенный стандарт для недорогих велосипедов, так как доступен по цене. Концы вала на каретках имеют форму конуса с квадратным сечением. В сравнении с предыдущим вариантом - более надежен и прочен, но также имеет целый ряд минусов. Квадратная система крепления не очень удобна, так как при частой разборке шатун может разбалтываться, а при езде будет повреждать вал. В этом случае потребуется замена узла, что не так удобно как смена подшипников.

Octalink

Данный тип кареток относится к шлицевым. Это стандарт шатунов исключительно для японской компании Shimano. Относится к средней ценовой категории. Такой тип соединения дает возможность выпускать узлы с валом большего диаметра, в сравнении с соединениями типа квадрат. Благодаря этому вес вала снижается, а жесткость повышается. Подходит для дерт-джампинга. Существовало два типа Octalink V1 и Octalink V2, но тип V1 более не производится.

ISIS Drive

Аббревиатура от англ. International Spline Interface Standard. Это шлицевой тип соединения. Обладает большим диаметром оси. Площадь контакта оси с шатуном увеличена, что делает узел более надежным. Так же преимуществом является то, что полая ось значительно уменьшает вес. Техническое обслуживание не требуется, так как каретка практически никогда не ломается и не портит шатун при многократных разборках. Данный стандарт появился на рынке уже давно, но до сих пор пользуется спросом. Подходит для агрессивного использования велосипеда.

Howitzer

Еще один шлицевой тип крепления. Является последователем ISIS, но Howitzer внесли некоторые изменения. Это первый из стандартов, где подшипники сделали «выносными», чтобы увеличить размер. Также есть стандартные модели с подшипниками внутри или с увеличенными картриджными подшипниками, что делает каретку прочной и долговечной. Такой тип возможно использовать для экстремальной езды.

Hollowtech II

Новейший стандарт от компании Shimano, является самым распространенным на данный момент. Технология Hollowtech II - это полые шатуны, в которых ось каретки объединяется с правым шатуном. Это позволяет достичь максимальной легкости, жесткости и баланса. У этого вида отсутствует риск сорвать шлицы и не бывает проблем с подтяжкой шатунов. Конструкция обеспечивает плавное вращение и долгий срок службы.

Giga X Pipe (GXP)

Является аналогией Hollowtech II и ISIS Drive. Выпускает компания SRAM - второй по величине производитель, после Shimano, специализирующийся на изготовлении запасных частей и комплектующих для велосипедов. Подойдет для шатунов только этой компании.

Тип каретки

Преимущества

Недостатки

Cotter Pin

-

Устаревший тип.

SQR

Недорогой. Более прочный чем Cotter Pin.

При частой разборке шатуны могут разбалтываться. Возможны скрипы и треск.

Octalink

Доступен по цене. Широко распространен на рынке. Простота установки. В сравнении с квадратными – имеет небольшой вес.

В сравнении с моделями нового поколения недостаточно надежен.

ISIS Drive

Надежный, не требует частого техобслуживания. Подходит для агрессивного использования. Возможна многократная разборка.

В сравнении с моделями

Howitzer недостаточно легкий.

Howitzer

Увеличены подшипники. Есть варианты с «выносными» подшипниками. Прочный и долговечный. Подходит для экстремальной езды.

-

Hollowtech II

Полый внутри. Очень легкий. Обладает хорошим балансом. Максимально легкий и жесткий.

-

Giga X Pipe (GXP)

Аналогичен Hollowtech II и ISIS Drive.

Подходит только для шатунов компании SRAM


Типы креплений кареток

По типу крепления различают резьбовые и Press-Fit каретки.

Резьбовые каретки – это узлы, которые вкручиваются в раму с помощью резьбы. Самый легкий и доступный вариант крепления. Существует в нескольких видах:

  • с итальянской резьбой. Обе чашечки с правосторонней резьбой;

  • с английской резьбой (BSA). Отличаются от итальянской тем, что на правой чашке - правая резьба, а на левой - левая резьба;

  • со швейцарской резьбой;

  • со французской резьбой.

Press-Fit каретки – запрессовываются в раму, так как не имеют резьбы. Такой вариант не портит раму. Он более надежен и профессионален, чем резьбовой, но стоит в несколько раз дороже. Чаще всего встречается на велосипедах высокого класса. Различаются по диаметру оси и диаметру посадки в раме. Например BB30 имеет диаметр посадки в раме 42 мм и диаметр оси 30мм . А вариант Pressfit 30 - диаметр посадки в раме 46 мм и диаметр оси 30 мм. Существуют также типы - ВВ92/96, 386 EVO и другие.

Рекомендации по выбору каретки

Для того, чтобы подобрать необходимую каретку нужно знать совместимость типа самого узла и типа крепления. Для резьбовых креплений BSA 68 мм и 73 мм подходят любые разновидности кареток. Итальянская резьба подходит для всех типов, кроме Howitzer. Тип крепления со французской и швейцарской резьбой подойдет для любого типа только после перенарезки резьбы. Для резьбы Press-Fit через адаптер подойдут любые модели велосипедных кареток.

Не стоит забывать про совместимость каретки и шатунов. Для стандартов Cotter Pin и SQR совместимость будет почти стопроцентная для любого шатуна. А вот в других случаях следует учитывать производителя и тип каретки. Исключением будет Hollowtech II. На него можно установить любые шатуны с осью 24мм.

Длина вала каретки должна подбираться под конкретную модель шатунов. Существуют разные размеры и по длине велосипедных. Об этом также не стоит забывать. Перед покупкой необходимо измерить кареточный узел. Самые распространенные размеры – это 68мм, 73мм и 83 мм. На большинство велосипедов устанавливаются каретки шириной 68 или 73 миллиметра. Между собой они ничем не отличаются. Ширина 83 мм подходит для скоростного спуска и горных велосипедов.

Заключение

От качества и характеристик каретки зависит процесс эксплуатации велосипеда. Поэтому к ее выбору необходимо подходить ответственно и учитывать все возможные нюансы.