Двухподвес — что такое и как выбрать

Двухподвес - вожделенная мечта многих велосипедистов, которые хоть раз съезжали с гладкого асфальта городского парка. Мягкость хода на таком велосипеде, по любым дорогам, напоминает движение по волнам.

Изначально двухподвес создавался вовсе не для комфорта ездока. Его удел - покорение крутых горных спусков, скоростная езда по техничным и сложным гоночным трассам. Наличие, помимо переднего, еще и заднего амортизатора, дает дополнительную устойчивость при прохождении крутых поворотов и приземлениях с трамплинов.

Но время не стоит на месте и чисто спортивный велосипед перешел в разряд доступных для простых любителей, добавив комфорта. Конечно не стоит сравнивать двухподвес высокого уровня и дешевый, который создавался не для экстремальных условий эксплуатации.

К особенностям двухподвесного велосипеда можно отнести:

  • специальную конструкцию рамы, предназначенной для установки заднего амортизатора;

  • наличие шарнирных соединений и рычагов задней подвески;

  • более высокий вес, в сравнении с другими типами велосипедов одного класса;

  • стоит отметить и привлекательный внешний вид, который часто служит причиной покупки;

  • самая типичная и неприятная особенность - его немалая цена.

Сравнение двухподвесов с другими видами

Если сравнивать двухподвес и хардтейл одной ценовой категории, то велосипед с двумя амортизаторами может иметь навесное оборудование более низкого уровня. Конечно это не затмит радость и восторги от работы подвески. Но со временем у велосипедиста неизбежно появится желание установить более качественные переключатели или другие компоненты. Тогда небольшой апгрейд может превысить стоимость хардтейла с дорогой навеской.

Скоростные характеристики велосипеда, конечно, во многом зависят от самого наездника. Тем не менее на ровной дороге средний двухподвес будет медленнее такого же хардтейла, не говоря о шоссейнике. Геометрия рамы и "лишний" вес дадут знать о себе и при подъеме в горку.

Наличие заднего амортизатора, даже высокого уровня, провоцирует раскачку при движении. Часть сил, приложенных к педалированию, будет уходить в работу подвески, а это отрицательно сказывается на скорости перемещения. Чтобы решить проблему раскачки, многие производители выпускают задние амортизаторы с возможностью блокировки. Это в какой-то мере помогает преодолеть прикладывание лишних усилий, но увеличивает риски невнимательного райдера.

Важно! При проезде по крупной неровности, заблокированный амортизатор имеет все шансы получить недопустимые нагрузки и превратить двух- в одноподвес.

Все прелести задней подвески, проявляются на лесных тропах или разбитых участках дороги. Там где обладатели хардтейлов вынуждены привставать, чтобы не отбить сами знаете что, владельцы двухподвесов могут нестись на всех парах. Заднее колесо, на которое приходится основная нагрузка, не подпрыгивает и плавно обтекает неровности.

После покупки велосипеда, многие стараются установить такие нужные элементы, как крылья или багажник. На горных хардтейлах или недорогих дорожниках без проблем ставится такое оборудование. Двухподвес же обделен креплениями под багажник и полноразмерные крылья, по причине своей конструкции.

Выход из этой ситуации предоставляют консольные устройства для груза, закрепляемые на подседельной трубе и быстросъемные щитки от грязи.

Внимание! Карбоновые рамы обладают высокой надежностью, но не рассчитаны на установку консольного багажника и от возросшей нагрузки могут попросту сломаться.

Сравнительная таблица видов велосипедов

  Двухподвес Хардтейл Дорожный, гибрид Фэтбайк
Разброс цен 8 - 300 тыс. руб. 7 - 300 тыс. руб. 5 - 130 тыс. руб. 10 - 75 тыс. руб.
Материал рамы Сталь, алюминий, карбон Сталь, алюминий, карбон, титан Сталь, алюминий Сталь, алюминий
Вес велосипеда 10 - 20 кг 9 - 17 кг 13 - 17 кг 13- 17 кг
Размер покрышек в дюймах 26, 27.5, 29 26, 27.5, 29 28 26, 27.5
Ширина покрышек 1.8- 3.0 дюйма 1.8- 3.0 дюйма 25 - 42 мм 3.8 - 4.8 дюйма
Дополнительное оборудование Быстросъемные крылья, консольный багажник Быстросъемные крылья, стандартный или универсальный багажник Полноразмерные крылья, стандартный багажник Быстросъемные крылья, консольный или универсальный багажник

Типы подвесок

Благодаря разнообразию спортивных дисциплин, разработано несколько видов велосипедов, обладающих задней подвеской. Разные условия их применения обуславливают и свои особенности. Подвески могут отличаться по величине хода, степени жесткости амортизатора, упругости и степени прочности материалов и соединений.

По типу конструкции, подвески можно разделить на три основные категории:

  • консольные;

  • многорычажные;

  • треугольник.

Консольные

Консольный - классический тип подвески, один из первых, примененный в горных велосипедах. В такой конструкции задний маятник соединен с треугольником рамы через амортизатор и шарнир. Консольная подвеска имеет сравнительно небольшой ход, но обладает достаточно высокой надежностью. Отсутствие дополнительных рычагов и массы подвижных соединений положительно сказывается на ремонтопригодности.

Многорычажные

Многорычажки - следующий шаг эволюции подвески. В их конструкции используются несколько рычагов и шарнирных соединений. Это обеспечивает лучшее распределение сил между амортизатором и задним маятником. Кроме того, такая конструкция обладает большими ходами, а дополнительный рычаг дает возможность более выгодного расположения подвески. К недостаткам можно отнести постепенное ослабление соединений при эксплуатации и их частое обслуживание.

Треугольник

Особенностью этого типа является расположение трансмиссии велосипеда на маятнике. Подобное решение помогает избавить цепь и передние звезды от влияния работы подвески. Трансмиссия перемещается вместе с маятником и для этого достаточно одного шарнирного соединения с амортизатором, что ведет к упрощению всей конструкции. Однако, весь эффект такой подвески сводится к минимуму при проезде сложных участков стоя. Перенос всей массы тела на задний маятник лишает смысла подобную амортизацию.

Задняя подвеска велосипеда - сложная инженерная конструкция, какого бы типа она ни была. Наибольшее распространение и популярность получили различные виды многорычажек. При этом, у каждого производителя свой взгляд на идеальный двухподвес, а простым велосипедистам остается лишь сделать собственный выбор.

Выбор. Что нужно знать и учитывать при покупке

Если у человека возникло непреодолимое желание купить двухподвес, то вряд ли его что-то остановит. Однако, бытует распространенное мнение, что такой велосипед дешевле 1 тыс. долларов - это зря выброшенные деньги.

Бюджетные модели, обладающие задним амортизатором, могут радовать лишь в первые месяцы. При активной эксплуатации у дешевых двухподвесов неизбежно появятся проблемы в шарнирных соединениях, когда пластиковые втулки или, если повезет, подшипники выработают свой небольшой ресурс.

На таких велосипедах устанавливаются также самые простые и дешевые амортизаторы, работа которых вызывает постоянную раскачку и массу нареканий по надежности.

При выборе следует внимательно изучить предложения известных мировых производителей, которые вкладывают немалые средства в свои разработки. На рынке давно сформировалась когорта велосипедных брендов, на которые стоит обратить внимание:

  • Specialized - производство США;

  • Norco - канадская компания;

  • Giant - имеет производство в Китае и Европе;

  • Merida - Тайвань;

  • Mongoose - США;

  • Corratec - производство Германии.

При выборе, после определения бюджета, необходимо учесть особенности типа подвески, материал, применяемый для изготовления рамы, качество навесного оборудования (амортизаторы, переключатели, класс трансмиссии и тормозов).

Важно! Прокатившись на двухподвесе по магазину, невозможно ощутить все достоинства и недостатки велосипеда. Поэтому, перед покупкой нелишним будет изучить всю информацию о конкретной модели.

Краткий обзор двухподвесных велосипедов

Наиболее популярны не самые дорогие модели, но и они обладают всеми необходимыми качествами.

Mongoose Salvo Sport - неплохой велосипед за разумные деньги для любителя. Вилка и задний амортизатор компании Suntour хорошо справляются со своей работой на неровностях. Однако, невысокий уровень навески класса Acera обязательно послужит стимулом к дальнейшему апгрейду. Классическая четырехрычажная подвеска с ходом 120 мм при активной эксплуатации рано или поздно начнет досаждать люфтами и потребует обслуживания. Но цена этого велосипеда перекрывает все недостатки.

GT Helion Comp - более дорогой и продвинутый по своей конструкции. Подвеска имеет большое количество шарнирных соединений и хорошо отрабатывает удары и неровности, несмотря на ход 110 мм. Расположение амортизатора X-Fusion и основного шарнира близко к каретке делает велосипед устойчивым за счет низкого центра тяжести. А навесное оборудование SLX порадует четким переключением. Вес же велосипеда 14 кг, хоть и не самый маленький, но вполне подойдет обычному катальцу.